В зависимости от того, насколько успешно первоклассники приспосабливаются к условиям школы, принято выделять три уровня адаптации.
О высоком уровне адаптации говорят, если у ребенка сложилось положительное отношение к школе, требования педагогов он воспринимает адекватно, легко и быстро усваивает учебную программу. Ребенок внимателен, успешен, без дополнительного контроля выполняет поручения, работает самостоятельно, проявляет интерес ко всем предметам, имеет высокий статус в классе.
Средний уровень адаптации подразумевает следующее: в целом положительное отношение к школе, учебный материал понимает, усваивает базовую программу, простые задачи решает самостоятельно, внимателен при выполнении заданий, но требует контроля, концентрирует внимание только на интересных заданиях, домашние задания и поручения выполняет, поддерживает хорошие отношения почти со всеми детьми в классе.
При низком уровне адаптации наблюдаются отрицательное отношение к школе или безразличное, жалобы на нездоровье, плохое настроение, нарушения дисциплины, учебный материал усваивается частично, отсутствует система знаний, домашние задания выполняет только под контролем родителей, самостоятельно не работает, нуждается в постоянном контроле и помощи, пассивен или гиперактивен, отношения с одноклассниками напряженные, близких друзей в классе не имеет.