Поведение подростков

подростокПоведение подростка характеризуется повышенной конформностью к поведению и ценностям референтной группы. Причиной конформности является стремление занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников. Конформизм опасен, если подросток находится в асоциальной группе.

В психике подростка одновременно присутствуют как  черты детскости так и черты взрослости. Черты детскости проявляются в поведенческих реакциях, характерных для более младшего возраста:

  1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего является резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, переход в другую школу), а почвой — психическая незрелость, невротичность, заторможенность.
  2. Реакция оппозиции, протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и протестных нелепых поступках.
  3. Реакция имитации свойственна детям и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о выступлении на сцене, подражает в манерах любимому музыканту). Личностно незрелые подростки в асоциальной среде демонстрируют реакцию имитации.
  4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
  5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости — к общественной деятельности и т.д.). Одна из позитивных и полезных реаций, если направлена на самосовершенствование.
Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий

Конформность

Конформность – понятие социальной психологии, обозначающее присущую человеку тенденцию изменять поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих.

Рубрика: Психологический словарь | Метки: | Добавить комментарий

Предподростковый кризис

младший школьникВ психологической науке период от 9 до 11 лет рассматривается с разных точек зрения. Одна из них – как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами.

В конце младшего школьного возраста наблюдается период, связанный с глубоким мотивационным кризисом. Этот кризис  характеризуется  тем, что мотивация, связанная с занятием  новой социальной позиции (ученика, учеба уже стала привычной) исчерпана, а новая еще не сформирована. Кризис проявляется в отрицательном отношении к школе, к обязательности ее посещения, нежеланию выполнять учебные задания, в конфликтах с учителями. Особенно тягостна учеба для неуспешных детей: не устраненные вовремя трудности обостряются. Статус неблагополучного ученика сохраняется при переходе в среднее звено. Перед ребенком встают новые задачи, требования и, как следствие, возникают новые проблемы (адаптация, статус, множество учителей), добавляясь к нерешенным старым.

Ребенок обращает внимание на себя: на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Непосредственный характер поведения меняется, наблюдается нарочитость, демонстрирование своей «взрослости». Во главу угла ставится общение со сверстниками, которое начинает оказывать все большее влияние на многие стороны развития личности.

 

Рубрика: Младший школьник | Метки: | Добавить комментарий

Личность младшего школьника

младший школьникВ младшем школьном возрасте активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Стремление к самоутверждению и потребность в признании со стороны взрослых и сверстников связаны прежде всего с успешностью в учебе. Как черта личности в процессе учебной деятельности формируется ответственность детей.

В 7-11 лет начинает развиваться самопознание и личностная рефлексия (самоанализ), как способность устанавливать границы своих возможностей («могу или не могу выполнить то или иное дело?», «что необходимо для его выполнения?»), формируется  внутренний план действий (умение планировать результат), произвольность (волевые усилия), самоконтроль. Ребенок начинает понимать нормы поведения в общественных местах и дома, обращает внимание на характер взаимоотношений со взрослыми и детьми, учится контролировать свои эмоции.

Развиваются высшие эстетические, моральные, нравственные чувства,  хотя они еще носят неустойчивый характер. Совесть проявляет себя через внутренние требования соблюдения правил поведения.

Рубрика: Младший школьник | Метки: | Добавить комментарий

Позитивные приобретения младшего школьника

младший школьникМладший школьный возраст по праву считается сензитивным периодом для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, способности быть организованным и заниматься саморегуляцией.

В познавательной сфере следует отметить интенсивное развитие интеллекта: мышления и памяти. Мышление переходит из конкретно-образной стадии к словесно-логической, начинает развиваться теоретическое мышление, позволяющее понять внутреннюю сущность предмета, его функциональные закономерности. Развитию теоретического мышления предшествует интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их основ).

Продолжают изменяться и другие познавательные процессы — память, внимание, восприятие, воображение. Причем, происходит и произвольное формирование. Прикладываются определенные целенаправленные усилия.

С первых дней школьного обучения предъявляются высокие требования к вниманию. Внимание должно быть произвольным, управляемым. Ребенок должен учиться направлять и удерживать внимание на непривлекательных предметах сначала по указанию учителя, затем – самостоятельно.

Восприятие из процесса узнавания, становится процессом наблюдения. Также сначала с помощью учителя, далее самостоятельно. Восприятие позволяет устанавливать связи, целенаправленно наблюдать за объектом.

Память приобретает осмысленный характер, ребенок обучается заучивать материал, выделять в тексте смысловые части, фиксировать их, составлять план, искать ключевые слова, классифицировать, составлять схемы и т.д.

Рубрика: Младший школьник | Метки: | Добавить комментарий

Общение подростков

подростокПодростковый возраст характеризуется тем, что ребенок занимает новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Ему свойственны завышенные притязания, чаще не адекватные представления о своих возможностях. А это приводит к конфликтам подростка со взрослыми и протестному поведению.

Происходит переоценка ценностей: подросток, продолжая учиться в школе, акценты переводит на общение со сверстниками.  Главная потребность – найти свое место в обществе реализуется через поиск друзей, выяснение отношений, смену одной компании на другую. И все эти перипетии происходят в кругу таких же как он подростков.

Занятия становятся привлекательными для подростков, если  есть возможность общения со сверстниками.

Если подростка не удовлетворяет место, которое он занимает в системе общения в классе, он может покинуть этот класс, вплоть до перехода в другую школу. Мотивы общения меняются за подростковый период. В 10-11 лет это желание быть среди сверстников, заниматься общими делами. В 12-13 – стремление иметь высокий статус в группе. В 14-15 – стремление к автономии и признанию собственной ценности. Причиной снижения успеваемости может быть нарушение общения со сверстниками. В младшей школе – наоборот – хорошая успеваемость улучшала  отношения со сверстниками.

Широкое распространение получает так называемое интимно-личностное общение. В нем происходит освоение моральных норм и правил, формируется самосознание.

Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий

Подростковый возраст

подростокПодростковый возраст принято считать переходным от детства к взрослости, что соответствует периоду от 10-11 до 14-15 лет. Следует отметить  важное качество этого возраста  – способность к рефлексии. Подросток сравнивает себя со взрослыми и видит, что он скорее уже взрослый, нежели ребенок, поэтому понятно его стремление к независимости и самостоятельности. Также выражена потребность в «группировании» со сверстниками, «эмансипации» от взрослых, в признании своих прав.

Причем, так называемый подростковый период был выделен совсем недавно: в 19 веке во многих странах было введено систематическое образование, таким образом, период экономической зависимости от взрослых и возможность вступить во взрослую жизнь были отодвинуты во времени. В то время как у примитивных народов нет такого понятия «подростковый возраст». Соответственно, отсутствуют подростковый кризис и, связанные с ним, конфликты. Ребенок и взрослый не противопоставляются. Происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого человека через процедуру инициации.

Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий

Общение младшего школьника

младший школьникВзаимодействие младшего школьника с одноклассниками и учителями, определенный статус в классе, место в группе одноклассников способствуют овладению нормами и правилами поведения. Ученик активно осваивает навыки общения, способность устанавливать и поддерживать дружеские контакты.

На протяжении начальной  школы отношения со сверстниками существенно изменяются. Если в первом классе восприятие себя школьником складывается благодаря отношению к нему учителя, уровнем успеваемости, а друг выбирается исходя из внешних обстоятельств (сидит за одной партой, живет в одном доме). К четвертому классу значимыми становятся  личностные качества (внимание, самостоятельность, уверенность в себе, честность), лидерские способности.

Рубрика: Младший школьник | Метки: | Добавить комментарий

Интересы младшего школьника и трудности

младший школьникПознавательные интересы детей бывают развиты в разной степени. Как правило, в начальных классах они выражены  слабо, поэтому учителями, родителями познавательные интересы ребенка поддерживаются занимательным материалом: играми, наглядностью, игрушками.

Трудности в учебе могут быть вызваны:

— несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.);

— недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых;

— неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы.

Рубрика: Младший школьник | Метки: | Добавить комментарий

Мотивы учения младшего школьника

младший школьникМладший школьник занимается разными видами деятельности: игровой, трудовой, спортивной, но главным видом деятельности является учение.  Учение воздействует на ребенка, качественно меняя его знания, умения, навыки, способствуя саморазвитию и самосовершенствованию. Учение меняет не только психические особенности ребенка: память, внимание, мышление, воображение, но и его личностные качества.

Ребенок приходит в школу, руководствуясь мотивом: стать школьником. Но постепенно этот мотив теряет свою значимость, а на первый план выступают социальные мотивы: учиться, чтобы стать культурным, развиваться, после школы продолжить образование в вузе, приобрести профессию, получить хорошую работу и узколичные мотивы: избежать двойки, соответствовать ожиданиям взрослых, стать лучшим учеником в классе, пятерочником, чтобы хвалили.

Рубрика: Младший школьник | Метки: | Добавить комментарий