Половая идентификация подростков

подростокПредпосылкой психического развития в подростковом возрасте являются физиологические изменения в организме и гормональная перестройка. Внимание подростка сосредоточено на изменениях своего тела и его функций. Повышенный интерес наблюдается к собственной  внешности, глубокие эмоциональные переживания связаны с несоответствием воображаемой норме. Склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки является  типичной особенностью данного возраста.

Осознание своей половой принадлежности выражается в интенсивном усвоении стереотипов поведения.

Поведение девочек и мальчиков-подростков начинает содержательно отличаться.

Для девочек характерны эмоциональная восприимчивость, гибкое приспособление в конкретных ситуациях, конформность поведения, склонность обращаться  к суждениям взрослых, к авторитету семьи, стремление опекать младших.

Высокий интерес к своей внешности выражается в кокетстве в сочетании с застенчивостью и стыдливостью. Девочек отличает аккуратность, исполнительность и терпение. Они более успешны по гуманитарным предметам.

Абстрактные явления, проблемы мировоззрения, точные науки, систематизация предметов и явлений более привлекают  мальчиков.  Они более раскованны в поведении, менее конформны, с трудом подчиняются общепринятым нормам и правилам. При неблагоприятных условиях у них возникает отрицательное отношение к школе, изменить которое представляется довольно сложным процессом.

Сексуальные интересы в сознании и поведении подростков начинают занимать значительное место.

Важнейшей особенностью старшего подросткового возраста становится Я-концепция.  Я-концепция является новым уровнем самосознания (представления о самом себе) и характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих особенностей и возможностей, своего сходства  и различия с окружающими людьми, своей индивидуальности и уникальности.

Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий

Подростковый эгоцентризм

подростокУченые выделяют особую форму подросткового эгоцентризма. Он проявляется в том, что подросток испытывает затруднения в дифференциации предмета как своего мышления, так и мышления других людей. Будучи заинтересованным собой и происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он тщательно анализирует и оценивает себя. На этом фоне у него возникает иллюзия, будто и другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность его  мысли и чувства.

Одним из элементов эгоцентризма является  феномен «воображаемой аудитории». Феномен заключается в том, что подросток убежден, якобы его постоянно окружают зрители, а он находится на сцене.

Другим элементом подросткового эгоцентризма является  личный миф. Личный миф характеризуется верой подростка в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда. Основанием такой веры является постоянная сосредоточенность на собственных  переживаниях.

Пик подросткового эгоцентризма приходится на отрочество. Развитие близких доверительных отношений со сверстниками, возможность делиться  друг с другом своим аффективным опытом способствует  постепенному  преодолению эгоцентризма.

Рубрика: Подросток | Метки: | 1 комментарий

«Чувство взрослости» подростков

подростокНачало подросткового возраста ознаменовано особой формой подросткового самосознания  — «чувством взрослости». Чувство взрослости это субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.

Описаны разнообразные виды взрослости, среди них:

подражание внешним признакам взрослости проявляется в курении, употреблении спиртных напитков, применении косметики, преувеличенном интересе к проблемам пола, в копировании различных способов развлечения и ухаживания, в подражании взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости;

стремление мальчиков-подростков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя такие качества, как сила воли, выносливость, смелость, мужество, в том числе с использованием различных видов гимнастики и спорта и т.п.;

социальная взрослость формируется в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника. Социальная взрослость наблюдается в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку своей семье;

интеллектуальная взрослость  является следствием развития устойчивых познавательных интересов, на первый план выходит самообразование как учение, оно выходит за рамки школьной программы.

Задача взрослых при первых проявлениях признаков «чувства взрослости» помочь подросткам в поиске адекватных способов самовыражения во избежание малоприятных форм.

Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий

Кризис перехода к юности

подростокПодростковый кризис — ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Переломной точкой подросткового кризиса считается возраст 13 лет. Хотя и учителя и родители отмечают, что посткризисные годы не менее, а скорее, более тудные.

Характер протекания подросткового кризиса, острота кризисных явлений во многом зависят от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с ребенком. Большое значение имеет их способность гибко менять воспитательные приемы, умение перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.

Неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания наблюдаются даже у, казалось бы,  непроблемных детей.

Противоречие между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний приводит к мощной эмоциональной реакции по незначительному поводу –«аффекту неадекватности».

В этом возрасте нередко происходит обострение патологических реакций, например, шизофрении.

Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий

Личность подростка

подростокОтносительно вопросов, связанных с  подростковым возрастом, мнение ученых разнится,  сходится только в одном — это период наиболее интенсивного личностиного развития.

Внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость и повышенная раздражительность, недовольство самим собой и беспокойство связаны с отмиранием прежней системы интересов подростка и появлением новых сексуальных влечений. Положительные особенности поведения связаны с зарождением новых интересов, более широких и глубоких:  развивается интерес к переживаниям других людей и к своим, в форме мечты реализуется обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное).

Один из видных советских психологов считал проблему интересов подростка ключом ко всей проблеме психолгического его развития.

Помимо интересов, отсутствие или слабость целей дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений.

Возникновение постоянных личностных интересов подталкивает подростков к постановке отдаленных целей, делает их целеустремленнее и организованнее. Стремление занять иную жизненную позицию, более самостоятельную (в отличие от потерявшей субъективную ценность позиции школьника), вызвано желанием воспитать в себе и проявить особенные качества личности.

Рубрика: Подросток | Метки: | 3 комментария

Исследование психического и личностного развития подростков

подростокИсследование, проведенное в средних и старших классах, показало, что достижения многих школьников далеки от возможных.

В реальной школе семиклассники имеют невысокий уровень общего психического развития. Что касается их познавательной потребности, то она бедна и однообразна, удовлетворяется занимательными и пассивными способами. Общекультурные интересы широки и неустойчивы, происходит постоянный поиск более впечатляющих занятий. Интеллектуальными приемами и умениями школьники не владеют, поэтому опираются на способы механического запоминания (зубрежку, без понимания изучаемого материала). Теоретическое мышление развито слабо. Низкий уровень саморегуляции, выраженная школьная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная усталость, несоответствие уровня притязаний возможностям учащихся характеризуют их личность.

Наблюдается неумение и нежелание учиться, непонимание необходимости обучения. Ввиду этого подросток испытывает отрицательные чувства к учению. Отсутствует адекватная мотивация учения,  акценты смещаются на формальные элементы учебной деятельности, что приводит к неуспеваемости в средних классах. Навешивание клейма «неперспективных», обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей усугубляют проблемы  в обучении и интеллектуальном развитии.

В старших классах наблюдается более высокий, но недостаточный уровень интеллектуального и личностного развития. Хотя результаты отдельных учащихся весьма впечатляющи.

Организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением имеют решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти.

Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий

Главные особенности подросткового возраста

подростокНа младший подростковый возраст 11-12 дет приходится «пик любознательности», представляющий собой возрастание познавательной активности и расширение познавательных интересов.

Развитие мышления является центральной функцией подросткового возраста, что влияет на отношение подростков к окружающему миру и в целом на развтие личности.

Восприятие становится избирательным и целенаправленным.

Улучшаются объем, устойчивость, интенсивность, распределение и переключение внимания; оно становится контролируемым и произвольным.

Увеличивается объем памяти, приобретают смысл запоминание и воспроизведение информации.

Мышление приобретает теоретический характер.

При благоприятных условиях развития, обучения и воспитания каждый подросток может приблизиться к идеальной модели психического и личностного развития.

Однако,  это происходит не во всех случаях.

Исследование, проведенное в средних и старших классах, показало, что достижения многих школьников далеки от возможных.

Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий

Юность

юность

Рубрика: Юность | Метки: | Добавить комментарий

Общение подростка со взрослыми

подростокОтношение подростков к взрослым можно назвать двойственным и  весьма сложным.

Подросток одновременно и настаивает на признании равенства прав со взрослым, и в то же время нуждается в его помощи, не только материальной, но и психологической, защите и поддержке, в его справедливой оценке. Взрослый является важным  и значимым лицом в жизни подростка, но подросток протестует против воспитательных методов контроля, против требований послушания, против выраженной опеки.

Проблемы во взаимоотношениях с родителями и учителями — явление довольно частое для подросткового периода, а вот сила, частота и резкость их проявления во многом зависят от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения уважительно, но не попустительски относиться  к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание и поддержание общих интересов в их жизни, содержательного общения, взаимопомощи и доверия. Инициатива должна исходить от взрослого с согласия подростка.

Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий

Поведение подростков (окончание)

подростокВзаимодействие подростков с окружающей средой влияет на поведенческие реакции и формируют характерное поведение в этот период:

  1. Реакция эмансипации отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. В  неблагоприятной среде эта реакция может стать основой побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также отдельных асоциальных поступков.
  2. Реакция «отрицательной имитации» проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
  3. Реакция группирования объясняет стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. Склонность к этой реакции в неблагополучной семье при патологиях нервной системы подростка может определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.
  4. Реакция увлечения (хобби-реакция): увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), типичны для девочек. Интеллектуально — эстетические увлечения: литература, музыка, изобразительное искусство, техника, природа и т.п.), наблюдаются как у мальчиков так и у девочек.
  5. Реакции, связанные с сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.). Описанные реакции могут быть представлены как в нормальном для данного возрастного периода поведении, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебного вмешательства. Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли.

 

Рубрика: Подросток | Метки: | Добавить комментарий